Порой игра общества и властей мне начинает напоминать в некоторой степени Солярис Станислава Лема. Правительства - это люди, общество - это Солярис. Правительство испытывает общество, вводит новые правила, какие-то силовые акции проводит (рентгеновскими лучами только пока не жарит массово), пытаясь получить какую-то пользу с общества. А общество реагирует, причем довольно интересно. Как некая биологическая самоорганизующая система и влияет в свою очередь на власти своими фантомами, которые генерирует в первую очередь журналисты и активные блоггеры. И затем власть на это тоже реагирует, но как-то по своему. Интересно за всем этим наблюдать...
пятница, 19 февраля 2010 г.
Роберт Вуд, электрический ток и смертельные сосульки
Обледенелая крыша в конце зимы это всегда угроза людям. Угроза также самой крыше, особенно на старых "хрущевиках", которые легко протыкаются ломами при попытках сбить ледяные сталактиты. И вот о чем я подумал. Читал я в свое время, по наводке Рафгата Бикмуловича, книжку Вильяма Сибрука "Роберт Вуд. Современный чародей физической лаборатории". Запомнилось мне вот какое место:
"Невероятный холод, -- диктовал он, -- на всем северо-западе зимой 1899 года заморозил почву в Мэдисоне на глубину более восьми футов. Половина труб в Мэдисоне замерзла, и были опасения, что замерзнут и магистрали. На всех перекрестках горели костры, и водопроводчики рылись в земле, чтобы добраться до труб. В нашем доме трубы тоже замерзли, и мы заплатили мастеру двадцать долларов за отогревание их. Однажды утром я шел по Лэнгдон-стрит в лабораторию и увидел группу водопроводчиков, которые протаскивали в трубу резиновый шланг, прикрепленный к переносному бойлеру, пытаясь таким способом отогреть трубу паром. У них "заело" -- шланг не проходил через угол трубы. Я пошел дальше, обдумывая эту ситуацию, и мне пришло в голову, что сильный электрический ток, проходя по металлу, нагревает его, и что ток пойдет по трубе, независимо от ее углов и поворотов. Не является ли это решением вопроса -- просто соединить выходы труб в двух соседних домах с разноименными полюсами генератора? Придя в лабораторию, я сразу же отправился к профессору Джексону, шефу Отделения электротехники, и предложил ему свой план. Он возразил мне, сомневаясь, не пойдет ли ток по земле вместо труб. Но когда я указал на то, что земля промерзла, а лед является непроводником, он согласился проделать вместе со мной эксперимент. В тот же вечер электрическая компания доставила трансформатор в вагоне к Дому сенатора Вайлеса, председателя правления университета. Водопроводчики уже целую неделю рыли землю вокруг дома, пытаясь найти трехсотфутовую трубу, которая соединялась с магистралью и положение которой не было известно. Лужайка была покрыта ямами и рвами, похожими на могилы, над которыми горели костры, размягчавшие почву. Moнтep, который приехал с трансформатором, взлез на столб и спустил провода, соединенные с осветительной линией, на землю. Их присоединили к вторичной обмотке, а первичную замкнули на кран в подвале и на водоразборный кран в трехстах футах от дома. Ток проходил через большой бак с соленой водой и двумя медными электродами, которыми можно было регулировать силу его. Ток был включен, и мы ждали результатов у открытого крана в подвале. Через десять минут мы услышали бульканье, и вдруг из крана брызнула струя ржавой воды; смешанной со льдом. Семья сенатора приветствовала это извержение возгласами радости, а через несколько минут появился лакей с шампанским, и так далее.
Интересно, а нельзя ли по такому принципу отогревать кромку крыш, чтобы ледяные наросты падали сами? Пустить железную трубу по периметру крыши и греть ее электрическим током. И ломов с лопатами не надо.
P.S. Можно. "Все уже украдено до нас" :)
...
вторник, 9 февраля 2010 г.
Полный SUXX
Справедливое негодование убогим интерфейсом почтового клиента КГУ кипит в утробе моей. Кипит оттого, что нельзя ответит через этот интерфейс на входящую почту, но прежде всего от того, что нельзя даже посмотреть e-mail адресата. Может быть я не особо одарен или чего-то не понимаю. Но я приложив все свои умственные и зрительные усилия так и не нашел кнопочку которая помогла бы мне найти хотя бы намеки на электронный адрес отправителя.
Отправить ответ тоже не получилось.Вот такой вот абзац. Также очень смешно что сервер почтовый есть mail.ksu.ru, но вот собирать с него почту мейлером извне нельзя, только можно убогим интерфейсом браузерного мейл клиента.
воскресенье, 7 февраля 2010 г.
Сцаенсфическая вертикать
Старые российские университеты, как известно, были поначалу продолжением европейской, а именно немецкой образовательной традиции. Которая, как считается, идет свою историю из мрачного средневековья. Наше Русско-Татарское (не менее мрачное) средневековье сильно отличалось от Европейского и не создало своих традиций образования, которые бы выжили до сегодняшнего дня. Видимо это связано с холодным климатом, большими расстояниями и однородным ландшафтом, не изрезанным водными магистралями как в Европе. Конечно природное окружение и климат затрудняли коммуникацию и торговлю. Модернизация России - это сказка про белого бычка. Она началась не при Медведеве и не Путине, а возникает перманентно при любом правителе.Успешно, насколько это можно назвать успехом, её решали Петр I и Сталин. Но всегда чрезмерно большими жертвами. Хотя и понимали, что модернизация страны это прежде всего модернизация людей. Перезагрузка населения, если хотите. В силу природных и физиологических особенностей наиболее подвержены перезагрузке дети и молодые люди. Поэтому Петр I отправлял молодежь учится в Европу. А Сталин посылал шпионов добывать секреты на Западе и внимательно относился к практическим достижениям российских ученых. Хотя частенько некоторых запирал в шаражки (Королев, Туполев) или отправлял на дачи (Капицу), а некоторых даже казнил (Бронштейна, Вавилова). Также открывал кружки, бесплатные школы, институты и университеты и заставлял учиться, учиться и учиться. Потому что кадры решают все. Хотя незаменимых нет.... опять увлекся.
Так вот.
Вертикаль.
Современный российский классический университет вырос из средневековых цехов. Это есть некая корпорация ученых, у которых есть свои регалии и иерархия. Есть подмастерья, мастера и предводитель гильдии. Есть мастерские. Мастерская это лаборатория, в которой ученый делает свой продукт - научное исследование. У ученого есть ученики. Ученый-мастер единолично решает все, что касается его лаборатории: где должны стоять исследовательские установки и аппараты, как должна быть оборудована лаборатория. Какому ученику работать на данной установке и над какой проблемой работать. В конце концов ученик должен обобщить свою работу, сделать логические выводы из нее и защитить результаты работы. Затем получить свою мастерскую или искать ее в другом цехе. Но бывает так, что в одной лаборатории сосуществует два мастера. На мой взгляд держать в одной лаборатории нескольких равноправных исследователей - абсурд. У лаборатории должен быть один компетентный начальник, который в свою очередь должен подчинятся заведующему кафедрой. Совмещение на одной территории разных начальников лаборатории - всегда конфликты. Не бывает так, что за одну лабораторию отвечают сразу два человека. Начинается всегда передача ответственности на соседа.
В силу того, что научный труд не получается сделать массовым и поставить на конвейер. Цеховая структура научного общества очень стабильна. Поэтому и в наше время научная вертикаль выстроится сама собой. По другому, видимо, не получится.
Материалы по теме:
Подписаться на:
Сообщения (Atom)