ru_politics: Заключение на законопроект о внесении изменений в закон "О воинской обязанноси и военной службе":
Выборы прошли, теперь можно и подзакрутить гайки, и семеро смелых и бестолковых сенаторов внесли в парламент законопроект благодаря котрому призывники сами должны будут ходить за повестками, посадки по 328УК участяться, а военкомат превратится в место лишения свободы. Наше официальное заявление по поводу этого бреда было размещено вчера, а сегодня я представляю вашему вниманию моё экспертное заключение на этот законопроект
Непродуманный закон. Настроит молодых людей власть против себя, сейчас нет идеологической составляющей для оправдания призыва.
Рассматриваемый законопроект №43851-6 предлагает внести изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Одной из основных новаций, предусмотренных в проекте, является возложение на граждан, подлежащих призыву, обязанности являться в военный комиссариат для получения повесток для прохождения призывных мероприятий. Невыполнение данной обязанности авторы проекта предлагают отнести к уголовно наказуемым деяниям:
«В случае неявки без уважительных причин в структурное подразделение военного комиссариата гражданина, подлежащего призыву на военную службу в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, для получения повестки военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации»
Очевидно, что основной смысл предлагаемой поправки заключается в том, чтобы облегчить работу военных комиссариатов по оповещению граждан, подлежащих призыву, о необходимости явки для прохождения призывных мероприятий. Причем достигается это ценой криминализации такого деяния, как неполучение гражданином повестки на призывные мероприятия. Таким образом, благодаря предлагаемым поправкам в российском уголовном законодательстве может появиться новое уголовно наказуемое деяние, подпадающее под действие ст. 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной службы».
Примечательно, что авторы проекта предлагают «автоматически» считать лицо, не явившееся для получения повестки «без уважительных причин», виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ. Т.е. проект фактически предлагает ввести презумпцию вины лица, не явившегося для получения повестки, в уклонении от прохождения военной службы, что прямо противоречит нормам российской Конституции о презумпции невиновности (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ), а так же аналогичным нормам уголовного законодательства (ст. 5 УК РФ, ст. 14 УПК РФ). Принцип презумпции невиновности в уголовном правосудии является правовым императивом, закрепленным во всех важнейших международно-правовых актах, в частности, в ч. 2 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека, участницей которой является Российская Федерация.
Отдельного внимания заслуживает ссылка на наличие уважительных причин, которые могут помочь не явившемуся за повесткой лицу избежать уголовной ответственности. Какие причины могут быть отнесены к их числу, и кто уполномочен принимать решение о том, являются ли причины достаточно «уважительными» из текста проекта не ясно, что, в свою очередь, не может не привести к выводам относительно коррупционного потенциала подобной нормы.
Криминализация деяния в виде неявки за повесткой представляется особо сомнительной ввиду повсеместного низкого уровня правовой грамотности и информированности российского населения. Обязанность информирования о необходимости явки для получения повестки законопроектом возлагается на органы местного самоуправления и военные комиссариаты, однако, предложенная норма носит весьма общий характер и не может гарантировать достижения результата, то есть всеобщей своевременной информированности граждан о наличии подобной обязанности, условиях ее возникновения и последствиях невыполнения.
Говоря о тех целях, которые, очевидно, преследует настоящий проект, а именно, повышении явки граждан, подлежащих призыву, на призывные мероприятия, можно уверенно прогнозировать, что количество призывников, не явившихся в двухнедельный срок для получения повесток, значительно превысит число тех, кому на сегодняшний день в силу плохой организации работы эти повестки не могут быть вручены.
Значительное число вопросов, возникающих в связи с предложенным законопроектом, остаются неурегулированными. Так, проектом не регламентируется срок явки за повесткой граждан, которые утратили основания для отсрочки позднее вступления в силу соответствующего Указа Президента РФ о призыве, что открывает возможности для ничем не ограниченного административного усмотрения и произвола со стороны военных комиссариатов (призывных комиссий), и является дополнительным коррупционным фактором, заложенным в данном законопроекте.
Помимо того, что комментируемым законопроектом на граждан возлагается новая обязанность и криминализируется ее неисполнение, им же вводится новое основание ограничения свободы граждан. Так, в проекте содержится норма о том, что гражданин, явившийся в военкомат, обязан находиться там до отправки к месту прохождения службы. При этом норма об ограничении свободы граждан прописана небрежно и позволяет вольные трактовки, а именно, предлагается в п. 1 ст. 31 Закона «О воинской обязанности и военной службе» ввести следующее дополнение:
«...Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы...»
Таким образом, непонятно, кто же должен находиться в военкомате до начала военной службы — граждане, призванные на военную службу, граждане, получившие статус военнослужащих, или же все граждане, подлежащие призыву. Так же непонятно, почему цель столь важной новации, связанной с введением нового основания ограничения конституционного права граждан на свободу передвижения, а так же превращением военного комиссариата в место ограничения свободы, не нашла своего объяснения ни в законопроекте, ни в пояснительной записке к нему. Очевидно, что в предлагаемом виде данная новация не соответствует международным нормам о правах человека и основных свободах, Конституции РФ, а так же действующему законодательству РФ, регламентирующему ограничение свободы передвижения.
Таким образом, законопроект не только существенно ограничивает права и свободы граждан, подлежащих призыву, возлагает на них обязанность, суть которой регламентирована достаточно невнятно, но и страдает многими правовыми дефектами. Утверждение авторов о том, что данный проект не требует внесения изменений в иные нормативно-правовые акты, не соответствует действительности, поскольку ряд поправок, содержащихся в данном проекте, прямо противоречит действующему российскому законодательству.
Представляется, что криминализация такого деяния, как неявка граждан в военкомат для получения повестки, является непропорциональной мерой в демократическом обществе; она может привести к возбуждению огромного количества уголовных дел, что создаст ненужную нагрузку на правоохранительные органы и судебную систему. Предлагаемые проектом новации имеют серьезный коррупционный потенциал и никоим образом не совершенствуют систему и порядок призыва граждан на военную службу.
Бурмицкий М.В.
Правовой эксперт проекта «Общество и армия»
Эксперт рабочей группы по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека
'via Blog this'
Выборы прошли, теперь можно и подзакрутить гайки, и семеро смелых и бестолковых сенаторов внесли в парламент законопроект благодаря котрому призывники сами должны будут ходить за повестками, посадки по 328УК участяться, а военкомат превратится в место лишения свободы. Наше официальное заявление по поводу этого бреда было размещено вчера, а сегодня я представляю вашему вниманию моё экспертное заключение на этот законопроект
Непродуманный закон. Настроит молодых людей власть против себя, сейчас нет идеологической составляющей для оправдания призыва.
Рассматриваемый законопроект №43851-6 предлагает внести изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Одной из основных новаций, предусмотренных в проекте, является возложение на граждан, подлежащих призыву, обязанности являться в военный комиссариат для получения повесток для прохождения призывных мероприятий. Невыполнение данной обязанности авторы проекта предлагают отнести к уголовно наказуемым деяниям:
«В случае неявки без уважительных причин в структурное подразделение военного комиссариата гражданина, подлежащего призыву на военную службу в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, для получения повестки военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации»
Очевидно, что основной смысл предлагаемой поправки заключается в том, чтобы облегчить работу военных комиссариатов по оповещению граждан, подлежащих призыву, о необходимости явки для прохождения призывных мероприятий. Причем достигается это ценой криминализации такого деяния, как неполучение гражданином повестки на призывные мероприятия. Таким образом, благодаря предлагаемым поправкам в российском уголовном законодательстве может появиться новое уголовно наказуемое деяние, подпадающее под действие ст. 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной службы».
Примечательно, что авторы проекта предлагают «автоматически» считать лицо, не явившееся для получения повестки «без уважительных причин», виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ. Т.е. проект фактически предлагает ввести презумпцию вины лица, не явившегося для получения повестки, в уклонении от прохождения военной службы, что прямо противоречит нормам российской Конституции о презумпции невиновности (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ), а так же аналогичным нормам уголовного законодательства (ст. 5 УК РФ, ст. 14 УПК РФ). Принцип презумпции невиновности в уголовном правосудии является правовым императивом, закрепленным во всех важнейших международно-правовых актах, в частности, в ч. 2 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека, участницей которой является Российская Федерация.
Отдельного внимания заслуживает ссылка на наличие уважительных причин, которые могут помочь не явившемуся за повесткой лицу избежать уголовной ответственности. Какие причины могут быть отнесены к их числу, и кто уполномочен принимать решение о том, являются ли причины достаточно «уважительными» из текста проекта не ясно, что, в свою очередь, не может не привести к выводам относительно коррупционного потенциала подобной нормы.
Криминализация деяния в виде неявки за повесткой представляется особо сомнительной ввиду повсеместного низкого уровня правовой грамотности и информированности российского населения. Обязанность информирования о необходимости явки для получения повестки законопроектом возлагается на органы местного самоуправления и военные комиссариаты, однако, предложенная норма носит весьма общий характер и не может гарантировать достижения результата, то есть всеобщей своевременной информированности граждан о наличии подобной обязанности, условиях ее возникновения и последствиях невыполнения.
Говоря о тех целях, которые, очевидно, преследует настоящий проект, а именно, повышении явки граждан, подлежащих призыву, на призывные мероприятия, можно уверенно прогнозировать, что количество призывников, не явившихся в двухнедельный срок для получения повесток, значительно превысит число тех, кому на сегодняшний день в силу плохой организации работы эти повестки не могут быть вручены.
Значительное число вопросов, возникающих в связи с предложенным законопроектом, остаются неурегулированными. Так, проектом не регламентируется срок явки за повесткой граждан, которые утратили основания для отсрочки позднее вступления в силу соответствующего Указа Президента РФ о призыве, что открывает возможности для ничем не ограниченного административного усмотрения и произвола со стороны военных комиссариатов (призывных комиссий), и является дополнительным коррупционным фактором, заложенным в данном законопроекте.
Помимо того, что комментируемым законопроектом на граждан возлагается новая обязанность и криминализируется ее неисполнение, им же вводится новое основание ограничения свободы граждан. Так, в проекте содержится норма о том, что гражданин, явившийся в военкомат, обязан находиться там до отправки к месту прохождения службы. При этом норма об ограничении свободы граждан прописана небрежно и позволяет вольные трактовки, а именно, предлагается в п. 1 ст. 31 Закона «О воинской обязанности и военной службе» ввести следующее дополнение:
«...Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы...»
Таким образом, непонятно, кто же должен находиться в военкомате до начала военной службы — граждане, призванные на военную службу, граждане, получившие статус военнослужащих, или же все граждане, подлежащие призыву. Так же непонятно, почему цель столь важной новации, связанной с введением нового основания ограничения конституционного права граждан на свободу передвижения, а так же превращением военного комиссариата в место ограничения свободы, не нашла своего объяснения ни в законопроекте, ни в пояснительной записке к нему. Очевидно, что в предлагаемом виде данная новация не соответствует международным нормам о правах человека и основных свободах, Конституции РФ, а так же действующему законодательству РФ, регламентирующему ограничение свободы передвижения.
Таким образом, законопроект не только существенно ограничивает права и свободы граждан, подлежащих призыву, возлагает на них обязанность, суть которой регламентирована достаточно невнятно, но и страдает многими правовыми дефектами. Утверждение авторов о том, что данный проект не требует внесения изменений в иные нормативно-правовые акты, не соответствует действительности, поскольку ряд поправок, содержащихся в данном проекте, прямо противоречит действующему российскому законодательству.
Представляется, что криминализация такого деяния, как неявка граждан в военкомат для получения повестки, является непропорциональной мерой в демократическом обществе; она может привести к возбуждению огромного количества уголовных дел, что создаст ненужную нагрузку на правоохранительные органы и судебную систему. Предлагаемые проектом новации имеют серьезный коррупционный потенциал и никоим образом не совершенствуют систему и порядок призыва граждан на военную службу.
Бурмицкий М.В.
Правовой эксперт проекта «Общество и армия»
Эксперт рабочей группы по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека
'via Blog this'
Комментариев нет:
Отправить комментарий