понедельник, 12 ноября 2012 г.

Интернет-портал Правительства Российской Федерации

Интернет-портал Правительства Российской Федерации:
«Рассматриваемая нами федеральная целевая программа (ФЦП) — это, по сути, основной этап реализации Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, — заявил С.Б.Иванов. — От того, какой старт сейчас мы взяли, зависит будущее одного из перспективнейших направлений развития российской экономики».



Д.В.Мантуров: Во-первых, у нас была федерально-целевая программа развития микроэлектроники и, соответственно, радиоэлектроники на период 2008–2015 годов, которая была в развитие стратегии, утвержденной годом ранее, в 2007 году. Что касается этого документа, то это государственная программа, которая наряду с другими своими программами-«сёстрами», соответственно, является программно-целевым документом. В его рамках Министерство финансов по завершении подпрограмм, которой в том числе будет и завершаться федеральная целевая программа в 2015 году, уже будет финансировать через другие инструменты. Какие основные отличия? Во-первых, та целевая программа, которая была и работает по сей день, она лежит в основе. Мы учли, во-первых, те результаты, которых достигли на сегодняшний день, учли проблемы, проанализировав их предварительно. Соответственно, уже в самом новом документе заложены новые принципы, связанные с развитием, и в том числе те направления, в которых будет развиваться радиоэлектронная промышленность России на период до 2025 года.
Вы знаете, что радиоэлектронная промышленность, как отрасль в целом, наиболее динамична как в мире, так и, собственно, в России. Если брать мировой рынок, то на сегодняшний день это чуть менее 2 трлн долларов. Соответственно, к 2025 году эксперты прогнозируют увеличение до 3 трлн. Естественно, такие же тенденции сохраняются на российском рынке. Мы понимаем, что радиоэлектроника также будет увеличиваться в доле обрабатывающих отраслей промышленности. За последние 10 лет увеличение произошло с 17 до 26%, и прогнозы к 2025 году, что в составе готовых изделий в обрабатывающих секторах достигнет более 30%.
Основные направления развития нашей электроники – это в первую очередь, конечно, специальная электроника, которая направлена на обеспечение производства вооружения военной и специальной техники. Но с учётом двойного назначения мы в том числе рассчитываем на развитие таких направлений, как электроника для автопрома. Автопром тоже растёт и, естественно, составляющая в нём электроники будет увеличиваться. Это мы говорим о профессиональной электронике. Соответственно, телекоммуникации, электротехническое оборудование – с учётом задач по энергоэффективности электронная составляющая будет активно использоваться в энергетическом оборудовании и в ряде других направлений, где у нас есть понимание, знание и, соответственно, потенциал роста.
Что касается бытовой техники или электроники общего назначения, то в основном мы ориентируемся на импортозамещающую составляющую, по сути, так это происходит сегодня. Зарубежные электронные компании создают в России либо собственные производства, как поступают компании Samsung, Nokia, Siemens и ряд других производителей, ну и также совместные предприятия, которые будут обеспечивать производство микроэлектроники, электронной компонентной базы и готовой продукции общего назначения.
Вопрос: А можете всё-таки пояснить: по каким критериям будут отбираться те или иные проекты для поддержки в рамках этой госпрограммы? И какие будут формы поддержки? Речь идёт о субсидиях с учётом ВТО, о субсидировании кредитных ставок?
Д.В.Мантуров: Последнее, то, что вы сказали, на самом деле очень актуальное составляющее (или, точнее, как инструмент), очень важное для того, чтобы обеспечить конкурентность нашей продукции по отношению к нашим зарубежным коллегам на финансовых рынках, поскольку кредиты менее доступны для наших предприятий, чем у зарубежных производителей: вы чувствуете разницу в процентных ставках. Я думаю, что с учётом заложенных средств в саму государственную программу, мы в том числе будем рассматривать такую возможность, как субсидирование процентной ставки для производителя, разработчиков данного сегмента, данных отраслей. Что касается основного инструмента, он остаётся традиционным – это поддержка предприятий в части капитальных инвестиций, создание производственных мощностей современных и, естественно, ниокровская составляющая, то есть разработка современных образцов, в первую очередь электронной компонентной базы. И, когда мы говорим о новых проектах, это как раз второй этап развития госпрограммы, который должен начаться по завершении федеральной целевой программы, с 2016 года. Мы к этому времени уже точно отработаем и критерии, будем понимать, в каких основных сегментах мы могли бы поддержать наши компании в части развития их проектов.
В основном, развитие – как приоритетных проектов, так и по тем предприятиям, которые сегодня функционируют в этой отрасли, – будет по кластерам. Но мы ничего нового в данном случае не предлагаем, мы просто используем тот наработанный опыт, который, в частности, уже опробовали в других отраслях. Не так давно мы защищали нашу госпрограмму по фармацевтике, там тоже кластерная составляющая активно присутствует. Здесь мы также будем использовать это направление, только не ограничиваясь теми кластерами, которые утверждены в рамках Правительства: у нас есть ещё инициативные предложения по другим регионам и городам – там, где есть в первую очередь образовательная составляющая как подпитка высокотехнологичных кадров, соответственно, там, где есть научно-техническая составляющая как база. В том числе используя те институты, которые уже получили финансирование в рамках действующей федеральной целевой программы (к этому времени они как раз завершат своё технологическое обновление). Ну и, конечно же, развитие малого и среднего бизнеса, как спин-офф вокруг тех предприятий и образовательных, научно-технических организаций, которые будут заниматься разработкой. То есть малый и средний бизнес должен подхватывать и дальше уже внедрять современные технологии, привлекая внебюджетную составляющую и выводя на рынок новые образцы техники.
Вопрос: Верно ли, что поддержка конкретных проектов, конкретных предприятий в рамках госпрограммы начнётся уже после 2015 года?
Д.В.Мантуров: Вы просто задали конкретный вопрос, связанный с приоритетными проектами. Вот когда мы говорим об этапности реализации нашей госпрограммы, то один из этапов – это поддержка приоритетных проектов со стороны государства, поэтому я и ответил вам на тот вопрос, как вы его сформулировали.
А что касается поддержки тех предприятий, которые сегодня участвуют в федеральной целевой программе. И она не одна, а их несколько: это и гражданская программа развития электронной компонентной базы, которая, я уже сказал, с 2008 года действует; у нас есть подпрограмма в рамках развития оборонно-промышленного комплекса, обеспечения электронной компонентной базой, в частности, радиационно стойкой…
Вопрос: Не могли бы вы уточнить всё-таки итоги рассмотрения программы на сегодняшнем заседании – одобрена ли она, будут ли ещё какие-то моменты дорабатываться, когда её планируется окончательно утвердить? И, если не трудно, напомните объёмы финансирования. Спасибо.
Д.В.Мантуров: Сегодня программа Председателем Правительства и Правительством была утверждена, соответственно, займёт какое-то время технически дооформить постановление Правительства. В ближайшие дни документ уже будет официально опубликован и выйдет до конца этого месяца. Но в целом программа была одобрена и никаких доработок не предполагается.
Что касается объёмов программы, то общий объём программы до 2025 года предполагается примерно 517 млрд рублей, из них около 180 млрд – это бюджетная составляющая, то есть основные средства должны быть за счёт внебюджета, за счёт привлечения частных инвестиций, за счёт создания государственно-частного партнёрства. И как раз на этапе выхода бюджета, или, точнее, его замещения на внебюджет… Если сегодня у нас по 2013 году объём бюджетного финансирования составляет 19 млрд рублей, то к 2025 году бюджетная поддержка снизится до 11 млрд по году, то есть таким образом…. Но при этом внебюджет, если у нас в следующем году предполагается 37 млрд, то к 2025 году это будет где-то 45,5. Таким образом, внебюджетная составляющая будет расти, бюджет постепенно будет уменьшаться.
Вопрос: Можно ещё короткий вопрос тоже по программе? Просто эксперты критиковали действующую, или предыдущую уже, ФЦП, которая сменит госпрограмму, в том, что неэффективна сама модель: поддерживать какие-то конкретные проекты, конкретные предприятия. Как вы можете это прокомментировать? Верно я понимаю, что, по сути, госпрограмма опять же эту модель воспроизводит?
Д.В.Мантуров: Вы знаете, я не соглашусь со всеми экспертами либо с мнением части экспертов, поскольку, если бы мы в своё время не начали финансирование, а точнее, поддержку структурообразующих предприятий данной отрасли, то сегодня просто некого было бы финансировать и у нас не было бы тех прорывных, я считаю, результатов, которые у нас есть на сегодняшний день в части, например, разработки локационного оборудования. Локационное оборудование используется и в гражданском сегменте, и у нас он абсолютно на конкурентном уровне и отвечает мировым стандартам качества: это и управление воздушного движения, это и система позиционирования в части развития тематики обеспечения ГЛОНАСС (есть космическая составляющая, а есть наземная), это и другие направления, в том числе и автопром. Сегодня в автопроме, если посмотреть за этим сегментом, из 100% обеспечения поставок на российские и в том числе иностранные автосборочные предприятия, наверное, около 50% – это российский производитель на самом деле абсолютно на конкурентном уровне, достойного качества. Поэтому нельзя сводить это к позиции того, что мы поддерживаем или не поддерживаем конкретные предприятия. Мы поддерживаем те предприятия, которые структурообразующие, и в том числе новые, которые только создаются, которые готовы как сами инвестировать в развитие своих проектов, производство новых образцов электронно-компонентной базы, так, собственно, и мы готовы их поддерживать из бюджета. Мы не ограничиваемся теми инструментами, которые есть сегодня. Я вот как раз в первом вашем вопросе и говорил, что это и стимулирование спроса, и стимулирование кредитной поддержки за счёт субсидирования процентной ставки, которая в том числе будет использоваться.
Вопрос: Денис Валентинович, позвольте спросить ещё про целевые показатели программы?
Д.В.Мантуров: Про целевые показатели? Да, пожалуйста. Мы к 2025 году предполагаем выйти на уровень обеспечения рынка на 40% за счёт собственного российского производства, увеличить производительность труда мы должны в 6 раз. Соответственно, по некоторым отраслям, в частности специальной радиоэлектронной промышленности, мы должны выйти на уровень 90–95% обеспечения за счёт российской электронно-компонентной базы. Мы должны увеличить своё присутствие на мировых рынках в 3 раза, увеличить экспорт в 4 раза, и, естественно вопрос с обеспечением высококвалифицированных рабочих мест. Мы должны создать порядка 15 тыс.

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=49776
'via Blog this'

Комментариев нет:

Отправить комментарий