воскресенье, 7 февраля 2010 г.

Сцаенсфическая вертикать

Старые российские университеты, как известно, были поначалу продолжением европейской, а именно немецкой образовательной традиции. Которая, как считается, идет свою историю из мрачного средневековья. Наше Русско-Татарское (не менее мрачное) средневековье сильно отличалось от Европейского и не создало своих традиций образования, которые бы выжили до сегодняшнего дня. Видимо это связано с холодным климатом, большими расстояниями и однородным ландшафтом, не изрезанным водными магистралями как в Европе. Конечно природное окружение и климат затрудняли коммуникацию и торговлю. Модернизация России - это сказка про белого бычка. Она началась не при Медведеве и не Путине, а возникает перманентно при любом правителе.Успешно, насколько это можно назвать успехом, её решали Петр I и Сталин. Но всегда чрезмерно большими жертвами. Хотя и понимали, что модернизация страны это прежде всего модернизация людей. Перезагрузка населения, если хотите. В силу природных и физиологических особенностей наиболее подвержены перезагрузке дети и молодые люди. Поэтому Петр I отправлял молодежь учится в Европу. А Сталин посылал шпионов добывать секреты на Западе и внимательно относился к практическим достижениям российских ученых. Хотя частенько некоторых запирал в шаражки (Королев, Туполев) или отправлял на дачи (Капицу), а некоторых даже казнил (Бронштейна, Вавилова). Также открывал кружки, бесплатные школы, институты и университеты и заставлял учиться, учиться и учиться. Потому что кадры решают все. Хотя незаменимых нет.... опять увлекся.
Так вот.
Вертикаль.
Современный российский классический университет вырос из средневековых цехов. Это есть некая корпорация ученых, у которых есть свои регалии и иерархия. Есть подмастерья, мастера и предводитель гильдии. Есть мастерские. Мастерская это лаборатория, в которой ученый делает свой продукт - научное исследование. У ученого есть ученики. Ученый-мастер единолично решает все, что касается его лаборатории: где должны стоять исследовательские установки и аппараты, как должна быть оборудована лаборатория. Какому ученику работать на данной установке и над какой проблемой работать. В конце концов ученик должен обобщить свою работу, сделать логические выводы из нее и защитить результаты работы. Затем получить свою мастерскую или искать ее в другом цехе. Но бывает так, что в одной лаборатории сосуществует два мастера. На мой взгляд держать в одной лаборатории нескольких равноправных исследователей - абсурд. У лаборатории должен быть один компетентный начальник, который в свою очередь должен подчинятся заведующему кафедрой. Совмещение на одной территории разных начальников лаборатории - всегда конфликты. Не бывает так, что за одну лабораторию отвечают сразу два человека. Начинается всегда передача ответственности на соседа.
В силу того, что научный труд не получается сделать массовым и поставить на конвейер. Цеховая структура научного общества очень стабильна. Поэтому и в наше время научная вертикаль выстроится сама собой. По другому, видимо, не получится.

Материалы по теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий