вторник, 18 апреля 2017 г.

ПОЧЕМУ СТЕПАНА РАЗИНА ХОРОНИЛИ МУСУЛЬМАНЕ?

Сделаю, пожалуй, копипасту, поскольку ссылка на оригинал заблокирована почему-то.

В восстании под руководством Степана Разина 1670 - 71 гг., особенно в его завершающей стадии, приняли участие многочисленные отряды «инородцев»: чувашей, мордвы, а также и некоторых групп поволжских татар. Сам Разин, по некоторым сообщениям, был чрезвычайно тесно связан с татарами: в частности, говорится о том, что татаркой была его мать (кстати, фамилия Разин, с ударением на втором слоге, в персидском и старо-татарском языке имеет форму личного имени и значит «прочный»). На немецкой гравюре он изображен в роскошной большой чалме.



Московские мусульмане в силу своей малочисленности вряд ли имели возможность примкнуть к его движению. Однако мятежный атаман пробовал найти союзников и среди них.

Разин, пытаясь привлечь на свою сторону мусульман, отправлял «прелестные» письма в Казань (на татарском языке, адресованные персонально муллам Икшею и Мамаю, мурзам Ханышу и Москову и казанским абызам). В них он, не будучи в состоянии изложить хоть какую-либо развернутую программу взаимодействия с последователями Ислама, обещал им в случае присоединения к восстанию: «Всем обызом и всем слободцким и уездным бусурманом... ничево вам худова не будет, и мы за вас радеем...».

Интересно, что аналогичное письмо было направлено осенью 1670 г. и в Москву: кадомский служилый татарин Асан Айбулатов - он же мурза Акай, или Мурзакайка - перешедший на сторону Разина, сам перевел текст на татарский язык и затем повез его к столичным татарам: «...Асанка был в Олаторском уезде, в деревне Рыбушкине у татарина у Буланки Алибякова, и из деревни поехал с племянником ево к Москве...».

Трудно сказать, какую поддержку планировали получить разинцы среди малочисленных московских мусульман - ведь даже сильные в военном отношении служилые татары Нижегородчины отказались поддержать мятежников.

В 1671 г. задержанный атаман был доставлен в Москву, где и был казнен через четвертование. Останки отлученного от церкви «еретика» Разина оставались «вздетыми на высоких деревьях» на Болотной площади, как говорится в одном из документов Разрядного приказа из фондов РГАДА, несколько лет (по крайней мере, до весны 1676 г. или дольше) - «до исчезнутия».

Затем они были погребены на Татарском кладбище за Калужскими воротами, о чем свидетельствует упоминание в летописи XVIII в., введенной в научный оборот в 1960 г. В. Н. Шумиловым.

История захоронения Разина упоминалась и в рукописи, написанной современным татарским языком, ходившей в московской татарской общине еще в кон. 1940-х - нач. 1950-х гг.

По воспоминаниям нашей респондентки X. А. Тажетдиновой, там говорилось о том, что тело казненного Разина было брошено в Москву-реку. Ночью же татары выловили тело и захоронили его рядом со своим кладбищем, чуть ниже него.

Очевидно, что погребение останков Разина действительно произошло тайно (что соответствует летописному «исчезнутию»), т. к. это было сопряжено с риском политического преследования - даже если это случилось и через несколько лет после казни (а не в ту же ночь после нее, как сообщается в рукописи).

Упоминание в этом рассказе Москвы-реки, недалеко от которой похоронила Разина, конкретизировало для читателя месторасположение Татарского кладбища за Калужскими воротами (хотя выловить тела, брошенное в районе Болотной площади, около кладбища было, конечно, невозможно: оно выше Болотной площади по течению Москвы-реки).

Указание на то, что могила была выкопана «рядом» с кладбищем, а не на нем, кажется нам более правдоподобным. Очевидно, Разин не исповедовал Ислам, хотя мог иметь и мусульманские корни, и друзей из числа мусульман.

Предание земле останков Разина на мусульманском кладбище исследователь М. Я. Попов объясняет тем, что «он еще задолго до казни был отлучен от церкви с целью изоляции его от народных масс». Следует дополнить эту мысль - московские мусульмане с риском для себя захоронили тело казненного «государственного преступника» непонятной религиозной принадлежности, очевидно, просто проявив человеческое сострадание.

Если принять за истину то, что его похоронили рядом с кладбищем, то в этой определенный символизм: «бунтовщик» (он же - «народный герой») Разин в своем отрицании господствовавшего строя, в неприязни к обслуживавшей этот строй государственной церкви был близок мусульманам, но не принявший Ислам, он и после погребения остался всего лишь «рядом» с ним.

Дамир Хайретдинов
Опубликовано в энциклопедическом словаре «Ислам в Москве»

Комментариев нет:

Отправить комментарий