четверг, 26 декабря 2013 г.

Из Германии

Из Германии:

Справка
     В конце 1940 года в татарском журнале «Совет эдебиаты» был опубликован сводный вариант эпоса «Идегей», подготовленный к печати татарским писателем Н. Исанбетом. С начала 1941 года номер этого журнала широко распространяется по Татарии, а герой эпоса Идегей стал популяризироваться как герой татарского народа.
     В эпосе «Идегей» выражены чуждые татарскому народу националистические идеи. Идегей, крупнейший феодал Золотой Орды, враг русского народа, изображается как национальный герой. Весь эпос является восхвалением Золотой Орды как могучего и сильного государства. Татарские историки (например, Исанбет) утверждают, что «благодаря ему (Идегею) различные народы, насильственно присоединенные к Золотой Орде, выделились в отдельные территории». Даже создание самостоятельного Московского государства Исанбет рассматривает как результат деятельности Идегея. В исторической же литературе постоянно подчеркивается, что Идегей проводил по отношению к Москве традиционную политику золотоордынских ханов. Об этом свидетельствует грамота, посланная Идегеем московскому князю Василию Дмитриевичу, где Идегей угрожал Москве уничтожением, если она не подчинится его власти.
     В эпосе проводится мысль об объединении татарских ханств (Казани, Астрахани, Крыма и других) в единое царство и укрепления этого единого татарского государства. Эпос проникнут антирусскими мотивами. Русские показаны в эпосе как разрушители болгарских городов, хотя исторически это не соответствует действительности. Исторические данные говорят, что в XII и начале XIII вв. русские князья вели оборонительные войны против болгар, которые проявляли агрессивные намерения по отношению к восточным русским землям. Другие упоминания в эпосе о русских носят такой же оскорбительный характер.Стремление некоторых татарских литераторов поставить эпос «Идегей» в один ряд с величайшими произведениями устного творчества народов СССР ничем не обосновано, так как эпос этот отражает далеко не прогрессивные исторические события. По своим идейным качествам он не может идти ни в какое сравнение с «Давидом Сасунским», «Калевалой» и другими эпическими произведениями народов СССР, т.к. эпос «Идегей» воспевает агрессивное государство – Золотую Орду, проводившую захватнические войны, и военачальников Золотой Орды, которые выступали в истории как вожаки разбойничьих походов на земли русского народа и других соседних народов, тогда как эпос других народов СССР воспевает их освободительную, справедливую борьбу против чужеземных поработителей.
Начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) 
Г. Александров,
зам. начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) 
М. Иовчук.
8 августа 1944 года.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 290. Л. 1 – 8.

'via Blog this'

Комментариев нет:

Отправить комментарий