воскресенье, 4 августа 2013 г.

Система науки в США


 http://www.gazeta.ru/comments/2013/08/02_a_5537909.shtml
Большая часть фундаментальных исследований в США сосредоточена в национальных лабораториях и университетах. В первых работают профессиональные ученые. Это высокооплачиваемые (уже не столь высоко, но все же и не уровень менеджера в McDonald's) специалисты с гарантированными благами (медицинской страховкой на всю семью, пенсией и т. д.). В сегодняшних условиях обходятся они недешево, да, впрочем, наука и не может стоить копейки. Для повышения их эффективности управляющие лабораториями зачастую требуют от ученых написания бесконечных заявок («пропоузалов») для оправдания своей зарплаты. Прежде чем потратить две недели на обсчет какой-либо модели, ученый вынужден написать заявку, чтобы оправдать эти две недели. Заявка должна пройти бесконечный ряд рук начиная от секретарей, которые утвердят формат, и заканчивая высшим руководством лаборатории. После чего становится золотой. Мало того что значительная доля времени ученого уходит на написание ненужных бумаг, с этого кормится целая цепочка высокооплачиваемых бюрократов. Даже вышестоящие коллеги ученых вынуждены тратить львиную долю своего времени на рецензирование этих мелких заявок.



Вот точно то, что внедряют у нас. Хорошо, что не везде получается, поэтому там где не получается решили ликвидировать. Что делать? А хз. Готовить к ГИА и ЕГЭ за деньги. Писать гранты во вменяемые фонды. Часть работ перенести на частную территорию. Но блин, холодно у нас, частную территорию зимой не отопишь толком. Да и перенести можно только то, что безопасно.

Как принято в эффективной корпорации, для извлечения максимальной прибыли надо сокращать стоимость произведенной «продукции». Вот тут-то и пригождается опыт университетских администраторов, подсмотренный у лидера эффективности и дешевизны — корпорации Walmart. Для отработки грантов на их остатки нанимают студентов, аспирантов и т. н. постдоков. Все они работают за копейки (даже зарплата постдока часто не дотягивает до зарплаты секретаря в том же университете), считаются временными работниками с неполной занятостью, и, соответственно, можно не оплачивать за них медицинскую страховку, не делать пенсионные взносы, взносы в социальную страховку и т. д. (изобретение Walmart). Университеты экономят значительные средства, а временные научные работники, отбатрачив (60–70 часов в неделю не только приветствуются, но и ожидаются), уходят в бизнес, финансы, на пособие по безработице... так и не закрепившись в «научной школе» по причине отсутствия таковой!

А так и было в универе в 90-е. Меня например наняли лаборантом сначала на ВМК рублей на 19 в месяц, потом я пошел работать лаборантом уже категории повыше на ФТТ и вроде подняли до  60 рублей в конце (60 000 руб до Ельцинской деноминации). Это потому произошло, что всё среднее поколение с кафедры разбежалось. Хоздоговорных работ не стало. Все постепенно пришло в упадок. Сейчас ситуация другая. Немного платят, но отчетами и проверками задолбали. Современное среднее поколение (мои ровесники или чуть помладше) ропщут немного. Но пока не убегают.

P.S. Меры спасения науки в России в статье предлагаются неверные. А США так и останутся пылесосом мозгов со всего мира. Чтобы догнать США в научном вопросе, надо стать таким же пылесосом мозгов со всего мира. А на это у России денег нет и не предвидится. То есть американская модель организации науки в России ничем иным кроме карго-культа быть не может. Но и сохранение существующей модели приводит к тому, что Россия готовит научные кадры для Европы и США. Вот такая вот беда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий